О трендах на рынке фасилитации
Своей точкой зрения на то, какие тренды можно отметить на российском рынке фасилитации в 2015 году, поделился Тимофей Нестик, который провел фасилитационную сессию "Психология на службе бизнеса и общества" для участников конференции в конце первого дня ее работы
Интервью с Тимофеем Нестиком «ТРЕНДЫ НА РЫНКЕ ФАСИЛИТАЦИИ»
Какие тренды можно отметить на российском рынке фасилитации в 2015 году?
Кризис подстегнул спрос на стратегические сессии и поиск проектов прорыва. Как и в других отраслях, заметно выросла ориентация заказчика на комплексные услуги, фасилитацию чаще покупают «одним пакетом» вместе с экспертным сопровождением и аналитикой, необходимой для выработки качественных решений. Клиенты с большим пониманием относятся к предложению провести постсессию через две-четыре недели после основной и чаще сами просят об этом.
Окреп ряд трендов, замеченных уже несколько лет назад. Внутри компаний все больше сотрудников и руководителей овладевают фасилитационными технологиями, внешних ведущих зовут под более узкий круг задач. Все больше тренингов проводится «в форме фасилитации», который позволяет участникам, уже пресыщенным обучением, генерировать новые знания и договариваться о совместных действиях. Иными словами, фасилитация приобретает массовый характер и становится рынком покупателя. Растет спрос на тренинги по фасилитации: корпоративные клиенты больше не готовы покупать одни лишь «классические» технологии («PinPoint», «Мировое кафе», «Открытое пространство» и т.д.), им нужны коробочные продукты под бизнес-задачи, они хотят научиться шить сценарии по собственному фасону. Фасилитация все чаще покупается с подробным сценарием, с «открытым кодом», в расчете на доработку и многократное использование внутри компании. Обратной стороной этого распространения фасилитации становится феномен «испорченного рынка», потребность в стандартизации и сертификации фасилитаторов, растущих как грибы, а также более глубокая специализация внешних фасилитаторов по отраслям (IT, энергетика, фармацевтика и т.д.) и по темам (медиация, оптимизация процессов, управление проектами и анализ проектного опыта, форсайты и т.п.).
В условиях растущей скорости изменений и сокращения бюджетов сохраняется спрос на короткие форматы (иногда два-три часа). Необходимость управлять завышенными ожиданиями клиента и участников, стремительная подготовка сессии становятся вызовом для фасилитаторов. Есть и ряд специфических для России трудностей: рост осведомленности руководителей о возможностях фасилитации идет быстрее, чем формирование культуры сотрудничества в компании. Это приводит к попыткам использовать фасилитацию для манипулирования сотрудниками, когда решение уже принято, и его пытаются таким образом «продать» коллективу.
К чему следует готовиться фасилитаторам в долгосрочной перспективе?
Уже сегодня ведущим сессии приходится учитывать различия между разными поколениями сотрудников и клиентов: бумеров, иксов, игреков и поколения Z, каждое из которых опирается на свои собственные стандарты группового обсуждения. Участниками сессий все чаще будут становиться реальные или потенциальные клиенты заказчика. Становится все более актуальным использование гаджетов и различного программного обеспечения в ходе фасилитационных сессий, облегчающих сборку идей при численности участников до нескольких тысяч человек. Растет потребность в онлайн-фасилитации и поддержке краудсорсинговых проектов.
Если смотреть на горизонт в 5-10 лет, то полезно присмотреться к тому, что происходит в смежных отраслях, связанных с принятием решений: в IT, на рынках маркетинговой аналитики, в медиабизнесе, управлении знаниями, а также нейронауках. А там, между прочим, формируется новая платформа для групповых дискуссий, которая будет основана на мультимедийной фасилитации, телеприсутствии, больших данных, использовании инструментов краудсорсинга и тестировании предлагаемых на сессии решений в режиме реального времени через интернет вещей, в том числе - на поведении клиентов. Это не просто совмещение онлайн-фасилитации и традиционных очных форм групповой работы. Разработка фасилитационной сессии потребует радикально новых компетенций: умения увязывать групповую динамику очных и дистанционных участников с мультимедийными и мультиэкранными потоками контента, просчитывать активацию тех или иных участков головного мозга и выработку нейротрансмиттеров, встраивать в ткань сессии аналитические сервисы, реплики экспертов и медитативные практики, учитывать колебания коллективных эмоциональных состояний. Уже просматривается и самый отдаленный горизонт – фасилитация нейронета, когда появится возможность разработки групповых решений на основе прямого протокола «мозг-мозг». Ну а если вернуться к ближайшим пяти годам, то можно сделать вывод: наступает эпоха стратегических альянсов между фасилитаторами, консалтингом, IT и социальными медиа.